Глушкова О.В.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Кормовищенская СОШ», Лысьвенский
район, Пермский край
Конструктор
этического диалога
Идея создания
Конструктора возникла давно. Понимаю, что этот вариант далек от совершенства,
но, возможно, кому-нибудь он поможет. Во
всяком случае, мне он действительно помогает как в подготовке уроков этической
грамматики, так и в деятельности учителя-предметника. Проводя уроки русского
языка и литературы, я убедилась, что этический
диалог является универсальной
педагогической технологией, которая позволяет сделать уроки боле
содержательными, значимыми для ребят. Еще одно мое убеждение, рожденное опытом,
можно сформулировать так: при построении занятия, урока на основе этического
диалога важно учитывать, выстраивать все
элементы структуры, иначе Диалог не состоится. Это и побудило меня создать
предлагаемый вашему вниманию Конструктор.
Как показывает опыт,
«слабым звеном» в построении занятия, урока на диалоговой основе является
кульминационный момент. Как результат – наши размышления (пусть и совместные)
носят поверхностный характер, они не «цепляют» ребенка, а значит, не задается
личностный смысл учения. Причем любого - будь то постижение этической культуры
или осмысление законов физики, языка. Вторая проблема – отсутствие или
поверхностное проведение рефлексии. О важности этого момента неоднократно
говорилось на страницах журнала.
Буду рада, если вас заинтересует
данный материал.
Этап
|
Содержание
|
Задача
этапа
|
Формы,
приемы
|
Результат
|
1. Завязка
|
Выход
школьников на этическую проблему
|
Эмоционально-образное
сосредоточение учащихся в процессе урока-диалога на этически выверенных ориентирах
человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности
|
Интригующий
вопрос, дилемма, суждение, предложенной для анализа ситуации, реплика героев,
игры, незаконченный сюжет, адресованное детям письмо и т.д.
|
Выход на проблему
|
2.Процесс активного
совместного логического размышления над проблемой
|
Построение
логической цепочки развития мысли
|
Осмысление
учащимися собственной личности, своего опыта. Стимулирование деятельности учащихся на
уроке, положительная оценка ее, создание ситуации успеха
|
Последовательные,
углубляющие проблему вопросы («почему?", "как вы думаете?" и
т.д.); тесты,
практические задания, эксперименты
|
Проблема
становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы,
разрешения конкретных жизненных ситуаций.
|
3.Кульминационный момент
- наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение
|
Конкретизация
проблемы в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте,
обращение к личности ребёнка, поворот "на себя"
|
Углубление
и осмысление школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы,
которое высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов
личной жизни.
|
Вопросы: А я какой?
Я в этой проблеме
|
Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя, у него возникает
необходимость принятия решения, варианта поступка.
|
4. Нравственный выбор
|
Образно: завершающий
аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме.
|
Прогнозирование
школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной
ситуации,
жизненной коллизии, сложившейся в сфере его взаимоотношений с окружающими
|
|
Нравственный выбор, оценка себя, оценка
ситуации «на себя» (может не высказываться педагогу)
|
5. Развязка
|
Резюме
диалога
|
Смысловое
заключение или переход к следующей проблеме
|
«Открытый финал» - оставляет размышление на потом для
индивидуального раздумья учеников (особенно актуально для старших школьников)
|
|
6. Финал
|
Рефлексия
|
Стимулирование
самоанализа, самооценки
|
См.
статью «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы» (Этическое воспитание. - 2007.
- N 6) и другие материалы журнала
|
Самоосмысление, которое и ведет к нравственному развитию детей
|
|