Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар + » Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия"

Общешкольное родительское собрание как форма сотрудничества школы и семьи

Общешкольное родительское собрание

как форма сотрудничества школы и семьи

Давлетбаева Р.Д.

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР МБОУ «Аитковская СОШ»

Одной из форм сотрудничества школы и семьи в МБОУ «Аитковская СОШ» является общешкольное родительское собрание, которое проводится согласно Положению об общешкольном родительском собрании. Общешкольные родительские собрания в школе проводятся 3раза в год.Общешкольное родительское собрание проводится в целях содействия школе родительского сообщества в осуществлении воспитания и обучения детей, совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования обучающихся. Формы проведения общешкольного родительского собрания могут быть разнообразными, но все они должны способствовать формированию культуры быть родителями, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать трудные ситуации в воспитании собственных детей.
Общешкольное родительское собрание может носить как теоретический, так и практический характер. Общешкольные родительские собрания могут быть организационными, текущими или тематическими, итоговыми.

Родительские собрания в современных школах можно воспринимать по-разному. Для кого-то это ярмарка тщеславия, для кого-то дамский клуб с редким вкраплением случайно забредших туда пап.

Многолетний опыт работы школы с семьей помогает  выделить следующие плюсы и минусы орга­низации родительских собраний:

Плюсы:

  1. Дает возможность учителю получать информацию о вос­питании в семье, об отношении семьи к школе.
  2. Способствует созданию родительского коллектива.
  3. Обеспечивает (при соответствующей организации) обще­ние родителей между собой.
  4. Позволяет осуществлять совместное (родителей и педагогов) положительное воспитательное воздействие на ребенка.
  5. Предоставляет возможность осуществлять психолого-пе­дагогическое просвещение родителей.


Минусы:

  1. Недостаточная посещаемость собраний.
  2. Трудности в установлении контакта с родителями.
  3. Недостаточный уровень психолого-педагогического про­свещения.
  4. Преобладание негативной информации.

 

На общешкольных родительских  собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за четверть, год. В повестке дня общешкольного родительского собрания в МБОУ»Аитковская СОШ» обязательными являются 3 вопроса. 1)Выступают педагоги школы с заранее подготовленным докладом о воспитании и обучении детей. 2)Заместитель директора по УВР знакомит с  итогами четверти или учебного года.                3)Директор знакомит родителей с нормативно-правовой документацией воспитательно-образовательного процесса.

            Тематика общешкольных родительских собраний по вопросам воспитания и обучения детей:                                                                                                 2012-2013 учебный год: 1) «Родителям о домашнем задании» 2) «Здоровый образ жизни на примере родителей»                                                                                     3) «О внешнем виде учащихся»                                                                                                                      4)«Жизненные цели ребенка. Проблемы ранней преступности»                                                        2013-2014 учебный год:                                                                                                                                        1) «Семья и школа: сотрудничество в духовно-нравственном воспитании детей»                                  2) «Влияние СМИ и компьютера на ребенка» 3)«Роль семьи в развитии работоспособности ученика»

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

Этап I. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранной аудитории.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества. Материала для проведения общешкольных родительских собраний в Интернете очень много. Выбор зависит от администрации и учителей.Большое внимание  должно быть  уделено формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах школы. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.  Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей,причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д.

 Правила подготовки общешкольного родительского собрания:

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

- перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

- поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

- доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек».

- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

                 Несмотря на противоречивые отношения,  родительское собрание является источником информации, формой педагогического просвещения, мотивационным фактором проявления родительских инициатив, индикатором эффективности педагогического воздействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.

2.Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.

3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.

4.Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1983. № 3, 4.

5.Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников, №4, 1996.


 

 

Категория: Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия" | Добавил: olvig (19.02.2014)
Просмотров: 5134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 09.05.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия" [7]

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0