Главная » Статьи » Семинар + » Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия" |
Общешкольное родительское собрание как форма сотрудничества школы и семьи Давлетбаева
Р.Д. учитель русского
языка и литературы, заместитель
директора по УВР МБОУ «Аитковская СОШ» Одной из форм сотрудничества школы и
семьи в МБОУ «Аитковская СОШ» является общешкольное родительское собрание,
которое проводится согласно Положению об общешкольном родительском собрании. Общешкольные родительские собрания в школе проводятся 3раза в год.Общешкольное
родительское собрание проводится в целях содействия школе родительского
сообщества в осуществлении воспитания и обучения детей, совершенствования
образовательного процесса, повышения качества образования обучающихся. Формы
проведения общешкольного родительского собрания могут быть разнообразными, но
все они должны способствовать формированию культуры быть родителями, развивать
интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать трудные ситуации в
воспитании собственных детей. Родительские собрания в современных школах можно воспринимать по-разному.
Для кого-то это ярмарка тщеславия, для кого-то дамский клуб с редким
вкраплением случайно забредших туда пап. Многолетний опыт работы школы с
семьей помогает выделить следующие плюсы
и минусы организации родительских собраний:
На общешкольных
родительских собраниях обсуждаются
задачи учебно-воспитательного процесса, планируется и обсуждается построение
воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества
родителей и школы, подводятся итоги работы за четверть, год. В повестке дня
общешкольного родительского собрания в МБОУ»Аитковская СОШ» обязательными
являются 3 вопроса. 1)Выступают педагоги школы с заранее подготовленным
докладом о воспитании и обучении детей. 2)Заместитель директора по УВР знакомит
с итогами четверти или учебного года. 3)Директор знакомит родителей с
нормативно-правовой документацией воспитательно-образовательного процесса. Тематика общешкольных родительских
собраний по вопросам воспитания и обучения детей:
2012-2013 учебный год: 1) «Родителям о домашнем задании» 2) «Здоровый
образ жизни на примере родителей»
3) «О внешнем виде учащихся»
4)«Жизненные цели ребенка. Проблемы
ранней преступности»
2013-2014 учебный год:
1) «Семья и школа:
сотрудничество в духовно-нравственном воспитании детей» 2) «Влияние
СМИ и компьютера на ребенка» 3)«Роль семьи в развитии работоспособности
ученика» В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы: Этап I. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и
приглашения на него всех участников. При
подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика
показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в
дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского
собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения,
подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей,
заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали
участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа
подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.
Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей,
когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранной
аудитории. Этап II. Подготовка сценария и проведение
собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества. Материала для
проведения общешкольных родительских собраний в Интернете очень много. Выбор
зависит от администрации и учителей.Большое внимание должно быть
уделено формированию традиций в проведении родительских собраний. Это
позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность
участия в делах школы. Какие традиции родительского собрания являются значимыми
и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни
класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение
грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь
родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены
именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей,
дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Это является большим стимулом
для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей. Этап III. Осмысление итогов родительского
собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо
сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем
собрании. Важно выяснить и отношение
родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые
опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет
предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же
персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в
ходе собрания, явка родителей,причины отсутствия, участие родителей в
обсуждении и т. д. Правила подготовки общешкольного родительского собрания: 1. Тема
родительского собрания должна быть актуальна для родителей. 2.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. 3. План
проведения родительского собрания должен быть им известен. 4. Общение
классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. 5.
Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. 6.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо
подготовленным. Советы
психологов: - перед
началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение; - отведите
на проведение собрания не более 1,5 часов; - самый
приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и
отчествами родителей; - перед
началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить; - не
забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,
затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее; -
предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям; - поблагодарите
всех, кто нашел время прийти (особенно отцов); - дайте
понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться; - в личной
беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей; - доведите
до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек». - родитель
должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. Не стоит: - осуждать
присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания; - сравнивать
успехи отдельных учащихся и разных классов; - давать негативную
оценку всему классу; -
переоценивать значение отдельных предметов; -
использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз - будьте
предельно корректны и тактичны! Несмотря на противоречивые
отношения, родительское собрание
является источником информации, формой педагогического просвещения,
мотивационным фактором проявления родительских инициатив, индикатором
эффективности педагогического воздействия. СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Болдырев
Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984. 2.Капралова
Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. 3.Лаптева И.
Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4,
1996. 4.Психологическая
служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1983. № 3, 4. 5.Холоднова
Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников,
№4, 1996.
| |
Просмотров: 5134 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |