Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар + » Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия"

Партнёрство семьи и классного руководителя в воспитании детей и подростков

Габсаитова Л.А.

учитель биологии, кл. рук.7кл.

МБОУ «Канабековская ООШ».

Партнёрство семьи и классного руководителя в воспитании детей и подростков

 

  Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школ. Введение ФГОС  придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Растет роль семьи как субъекта образовательной деятельности, расширяется участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и  условий ее реализации.

Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. (Закон РФ «Об образовании»).

 В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка реализовать свой потенциал.

Усиление субъектной роли родителей в образовательном пространстве обусловлено модернизацией образовательных ориентиров, которые в первую очередь, направлены на формирование ученических компетентностей, способностей присвоить и применить в своей жизни знания и навыки, получаемые в урочной и внеурочной деятельности. Эти знания, умения и навыки способны перерасти в устойчивые компетентности только в случае соблюдения главных правил воспитания – единства и преемственности.

 Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на наш взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.   Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой.

  Для обеспечения гармонического развития подрастающего поколения, оказания помощи родителям в воспитании детей в современных условиях необходим поиск новых путей взаимодействия школы с семьей.  Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и  согласовано будут решать проблемы воспитания.

   Для повышения педагогической культуры родителей и для совместной работы педагогического коллектива и родителей в воспитании подрастающего поколения в нашей школе большая работа проводится по педагогическому просвещению родителей.

  В силу своей компетентности педагоги,   пытаясь   найти  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Эффективность просвещения достигается, реализуя  этапы организации просвещения:

I.Этап диагностики родителей (Разные опросы, например: анкетирование «Удовлетворённость родителей  учебно-воспитательным процессом в школе», которая помогает строить работу с классом).

II.Этап обучения родителей.

 Содержит различные формы деятельности:

 Семинары: «Стили и методы воспитания в семье», «Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности», «Психология ребёнка», «Возрастные особенности семиклассников», «Учёт традиций семьи», где родители обмениваются опытом, анализируют воспитательный процесс в семье, обсуждают проблемы, которые ещё предстоит решить.

 Педагогические практикумы по решению педагогических задач на тему «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию.

Цикл обучающих родительских уроков, посвящённых ФГОС: «Родителям о ФГОС», «Новый закон об образовании», « Зачем нужна школьная форма?»

Памятки: «Какие условия необходимо создавать учащимся при подготовке домашних заданий?», « Что читать и как читать», « Общение с трудными детьми», которые являются одним из эффективных приемов работы с родителями, знакомящие пап и мам наших учеников с принципами воспитания, с основами взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми. Наличие таких памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.

        III. Этап включения родителей в управление работой школы.

   Работа родительского комитетеа, Совета школы, Управляющий совет, различные комиссии.

 

   Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы и  осуществляется через включение родителей в разнообразные   программы   совместной   деятельности : дети – родители-педагоги.

 

   Включение родителей в познавательную деятельность:  общественные  форумы  знаний «Семья – эрудит», « Семейное увлечение», «Круг семейного чтения»;

  дни открытых уроков, на которых присутствующие родители — участники действия.

Включение в трудовую      деятельность:       организация участия родителей в акциях , проводимых школой. Например: участие в  акции «Сохраним природу Прикамья»  в номинации «Чистый город», совместный сбор макулатуры детьми и их родителями  .

 Дети и родители активно участвовали в реализации  проекта   по озеленению  и улучшению экологического состояния территорий природных объектов -  реки «Шаква». Со стороны родителей был предоставлен транспорт для перевозки мусора и рассады, орудие труда и контроль вовремя работы на выбранных объектах.

 По инициативе учащихся 7класса и их родителей разработан и реализован один из лучших проектов школы  «Чистый дом, чистая улица, чистое село».

 Социальные и культурные проекты, реализуемые школой и семьями, направлены на улучшение качества жизни жителей села: благоустройство села, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних,  оказание поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении.

  Включение в организацию формы досуга:   Мероприятия, посвящённые досугу учащихся, организуются совместно с родителями и они же являются активными участниками этих мероприятий. Родители помогают  в оформлении,  подготовке поощрительных  призов, в оценке   результатов,

   Традиционные семейные праздники: «День матери», «Супер бабушка»

Семейные   конкурсы:   "Спортивная   семья», « Классный папа» .

    Так же родители участвуют в организации концертов, мероприятий, проводимых для села.

 Сельская школа, являясь центром социокультуронй жизни, приглашает население на свои мероприятия. Некоторые события школьной жизни собирает почти всех жителей села, становясь подчас единственным культурным мероприятием на данный момент.

      Воспитательная система нашей школы направлена на формирование национального самосознания на основе изучения татарской культуры, традиций и обычаев, целью которого является  воспитание у школьников бережного отношения к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитание национального самосознания.

    В основу построения программы положен линейно-концентрический принцип, то есть углубление и расширение изучаемого материала от класса к классу. Залогом   успеха   в   реализации  данной  программы является объединение усилий родительской  и  педагогической  общественности  на всех уровнях.

     Большое внимание  в  совместной работе  семьи  и  школы уделяется проблеме предупреждения употребления психоактивных веществ.  Важными условиями успеха родители  и  педагоги считают "воспитание всем миром",  реализуется   программа

 «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании, пропаганда здорового образа жизни».

     Одной из форм взаимодействия детей и взрослых стала забота о ветеранах. Ребята с удовольствием посещают ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей, оказывают им посильную помощь в ведении домашнего хозяйства

  В силу ограниченных материальных возможностей сельской семьи большинство детей не имеют доступа к тем культурным и образовательным ресурсам, которые возможны для российских детей в условиях рынка. Большая часть не имеют возможностей приобретать музыкальную и спортивную технику, спортивные принадлежности, только в школе они могут видеть такой спортинвентарь и только в школе могут тренироваться на разных тренажёрах, посещать спортивную секцию  ОФП. Повысилась и активность социу­ма в оздоровлении и укреплении своего организма. Школа заражает оптимизмом и стремлением к здоро­вому образу жизни взрослое населе­ние села.

    Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей, а также с оценкой самих учеников. Поэтому классный руководитель  должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое. Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. Именно в семейном кругу формируются самые первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек черпает источники для творчества и вдохновения, обретает душевное здоровье, спокойный и уравновешенный характер, радостное позитивное восприятие жизни.

 Поддержка  и защита  института  семьи, содействие  семейному воспитанию, активизация просветительской деятельности являются    приоритетными  задачами  региональной  политики  в системе воспитания и дополнительного образования детей. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми

 

 

 

Категория: Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия" | Добавил: olvig (19.02.2014)
Просмотров: 3514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 08.05.2024, 20:46
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Семинар "Сельская школа и семья: проблемы и пути взаимодействия" [7]

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0