Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Виртуальная конференция » Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД"

Развитие у подростков умения давать нравственно- этическую оценку поступкам и явлениям социальной действительности

Развитие у подростков умения  давать нравственно- этическую оценку поступкам и явлениям социальной действительности как одного из аспектов социализации.

 

Кулакова Светлана Александровна- учитель математики

МБОУ «СОШ №11»

 

        В процес­се воспитания личности исключительно важное  значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы, должны быть определенным об­разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен­ным нормам, правилам и требованиям. Формирование  нравственной культуры подростка зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:

        1.Выбор содержания нравственного воспитания;

        2.Организация деятельности школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств;

        3.Активное участие педагога в самовоспитании подростка

        Для эффективного формирования нравственной культуры  необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую,  деятельность по охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности  у учащихся фор­мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на­выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Учащихся необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека.   Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.        

Особенностью моей работы как классного руководителя является то, что процесс воспитания осуществляется в классе компенсирующего обучения, имеющего трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах, поэтому приходится усиливать практическую направленность работы. В своей работе часто использую портфолио  «Дневник успеха», как современную форму оценивания личностных  результатов учащихся старших классов в освоении духовно-нравственных ценностей.  Существуют два пути работы с дневником: выполнять задания на классных часах в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, либо решать ситуации  нравственного выбора  самостоятельно. Учащимся моего класса лучше удается работа с данным дневником на классных часах. При  анализе предложенных ситуаций, в которых описаны типичные проблемы подросткового возраста дети учатся выделять возможную проблему, возможную причину проблемы и предлагают различные варианты решения проблемы. По завершению работы  над темой и выполнению практических заданий ребенок получает задание на неделю. Например,  при изучении темы «Как управлять своими эмоциями»

учащиеся выполняли задания:

1.      Найди в словаре определения представленных понятий и запиши их.

2.      Перечисли эмоции человека. Придумай и нарисуй к ним смайлики.

3.      Приведи пример из художественного произведения, когда герой не смог контролировать свои эмоции.

4.      Задание на неделю: Заполнить таблицу «Эмоции в моей жизни»

При подготовке и проведении классного часа по теме «Роскошь и нищета общения» были использованы страницы учащихся из социальных сетей. Часто  в своей  в работе использую форму коллективной игры, которая называется   "Разброс мнений". "Разброс мнений" - организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем:

     - актуальные проблемы школьной жизни;                  
     - философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п. 
Главное  условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". 

            Таким образом, использование разнообразных современных технологий воспитания может помочь в развитии важнейших нравственных качеств у детей, имеющих трудности в обучении.

 

Категория: Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" | Добавил: olvig (19.01.2014)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 20.05.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" [6]
Приглашаем вас принять участие в виртуальной конференции "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД". Уже поступили первые доклады. Ждем новых материалов и ... обсуждаем предложенные. Самые активные участники обсуждений получат сертификат активного участника конференции.

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0