Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Виртуальная конференция » Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД"

Роль школьного музея в становлении личности школьника.
Роль школьного музея в становлении личности школьника.
Руководитель школьного музея «Родник истории»
МБОУ «Кормовищенская СОШ».

________________________________________
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своего поселка и обычаям народов, населяющих его. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьному музею. Школьный музей - одна из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности, то есть помогает обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. В нашей школе развернута краеведческая деятельность на базе школьного музея.
Школьный музей – музей особого типа. Здесь главной фигурой является ребёнок. Школьный музей – социальный институт исторической памяти, которая собирается и сохраняется школьниками. Отражая историю культуры, события и ценности ушедших веков, он служит современникам, смотрит в завтра, ориентируется на требования развивающейся цивилизации. Отбирая, сохраняя, реставрируя и экспонируя образцы природной и культурной среды, предотвращая утрату реликтов истории и духовной жизни людей, дети начинают понимать связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. Здесь дети «прикасаются» к подлинным памятникам материальной и духовной культуры. Документы истории и творения культурной деятельности превращаются в эффективные средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на ребёнка. Интегрируя прошлое и проясняющие настоящее, музей помогает людям постичь свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национально-культурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить тенденции общественного развития, сформировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности. Последнее время модной тенденцией стала организация виртуального музея. Но, именно, через «реальный» музейный материал и экспонат у детей происходит утверждение социальной идентификации, проявляются чувства любви к человеку, к отечеству, к своему краю. Музей реализует методику обеспечения общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений; ориентирует на формирование у аудитории (особенно детской и подростковой) умений и навыков восприятия «языка вещей».
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Задача учебных заведений – сохранить для завтрашних граждан России их самобытную, могучую и славную родину, имеющую свои устои, свой национальный колорит и характер, - может быть выполнена только в тесном взаимодействии с музеями.
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
Чтобы уроки проходили интересно, увлекательно, чтобы изучаемый материал имел конкретную основу, связанную с историческим и культурным наследием родного края, педагоги нашей школы используют музейный материал и вовлекают детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края. Средствами краеведения и музейного дела развиваются творческие способностей детей, формирует их гражданское сознание и патриотизм.
Школьному музею «Родник истории» МБОУ «Кормовищенская СОШ», организованному Веховой Ниной Валентиновной – учителем истории, при поддержке директора школы - Сухаревой Лидии Николаевны на основе материалов собранных членами краеведческого кружка «Красные следопыты» исполнилось 20 лет. За это время в активной поисково-исследовательской деятельности собран большой материал по истории поселка, школы, леспромхоза. Он используется для проведения уроков и классных часов.
Сегодня целью инновационной музейной деятельности стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины. Ребята из актива музея занимаются в кружке «Юный краевед». Они осваивают новые социальные роли, выступая в качестве экскурсоводов, разработчиков и оформителей экспозиций, оформителей музейных альбомов. Систематически пополняются фонды музея путем активного поиска, туристических походов, экскурсий, экспедиций. Дети обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге.
На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках. На занятия используются элементы исследовательского метода обучения, направленного на формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности учащихся: наблюдение, самостоятельный поиск и анализ фактов, формулирование выводов, анализ первоисточников, решение проблемы. За последние годы юные краеведы достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе. В 2013 году получили гран-при конкурса «Моя малая Родина». Победили в викторине «Мы земляки» под руководством Пичуговой Татьяны Петровны.
Дети сами создают и обновляют экспозиции, выставки.В нашем музее открыто несколько постоянных экспозиций: «Наш посёлок вчера и сегодня», «Утварь крестьянского дома 19 – начала 20 веков», «История длиною в 80 лет (об истории леспромхоза)», «Из истории нашей школы», «Страницы судеб наших земляков», «Лесной чудодей».
За год проходит 3 – 4 сменные экспозиции. Например «Русский самовар», «Эмалей река длиною в века», «Про календарь» и т.д. Дети сами становятся инициаторами идей и их исполнителями.
К 80-летию школы в музее откроется новая экспозиция «Из истории нашей школы». В ней собран богатейший материал по истории школы, начиная с первого дня ее открытия, а это было в 1933 году, до наших дней. Ребята узнают, как развивалось образование в течение 80 лет, как учились их родители.
Экспозиция музея «Страницы судеб наших земляков» создана краеведами к 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В ней расположился поисковый материал, рассказывающий о земляках-участниках войны, тружениках тыла, творческие работы учащихся, личные вещи и письма фронтовиков. Материал собирался буквально по крупицам.
Руководителем музея и ребятами старших классов разработаны и проводятся экскурсии разнообразной тематики. Например «Обзорная экскурсия по музею», «Исторический путь посёлка Кормовище», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Валдайские колокольчики» и др.
В музей на экскурсии приходят жители села, дети из детского сада, гости нашей школы и посёлка, бывшие ученики.
Материалы школьного музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, конференции, встречи с интересными людьми. Организация музейно-образовательного процесса дополняет школу, углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе.
Наш музей занял призовое место в районном конкурсе школьных музеев.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств.
Я глубоко уверена в том, что школьный музей – средство формирования личностных УУД. Учителя и дети нашей школы желают продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.
Категория: Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" | Добавил: Марина (31.01.2014) | Автор: Солдатенкова Марина Павловна- учите
Просмотров: 2005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 20.05.2024, 01:21
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" [6]
Приглашаем вас принять участие в виртуальной конференции "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД". Уже поступили первые доклады. Ждем новых материалов и ... обсуждаем предложенные. Самые активные участники обсуждений получат сертификат активного участника конференции.

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0