Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Виртуальная конференция » Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД"

Воспитание гражданской позиции на уроках литературного чтения

Воспитание гражданской позиции на уроках литературного чтения

 

Базуева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №11» г. Лысьвы

 

Тема воспитания гражданской позиции и  патриотизма ныне актуальная, даже больная тема для нашей страны.  У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Это очень точно прослеженная цепочка процесса воспитания гражданственности и патриотизма. «С чего начинается Родина?», а точнее с чего начинается любовь к Родине? Конечно же, с любви к своей семье, гордости за свой город, народ и уважения к прошлому и настоящему своей страны.

Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в детях чувство любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо лишь усилить. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать.

В своей замечательной книге «Всё начинается с детства» Михалков писал: «В детстве переживания особенно остры, а ум еще недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек и сказать-то еще не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер.

Спору нет, характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека! Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время».

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую нагрузку несут гуманитарные дисциплины.  Книга и чтение  –  это ресурс, располагающий огромными потенциальными возможностями. Книга сопровождает человечество с давних времён. Она сопутствует человеку на протяжении  почти всей его жизни. Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью,  природой, трудом людей, со сверстниками и т.д. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и на поступки ученика. Слово может окрылять ребенка вызывать желание стать лучше, помогает осознавать человеческие взаимоотношения  познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений, нравственного опыта, гражданской позиции способствуют продуманные и серьезно подготовленные уроки литературного чтения.

Список  произведений в учебниках литературного чтения по системе Л.В. Занкова,  воспитывающих у детей патриотизм, поистине всеобъемлющ. Тут и воспевающие родную природу рассказы Георгия Скребицкого и стихи русских поэтов. Это и сказки народов России,  которые несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших.

Глубокий нравственный и патриотический смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении сказок А.С. Пушкина «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

На  примере русских былин дети делают вывод, что народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов.

Важно показать учащимся, что народная память о каждом историческом  этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в героическом эпосе, устных преданиях, исторических и солдатских песнях, произведениях лучших поэтов и писателей России. Одна из важнейших задач, которую решают эти произведения,  –  сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою Родину. Интересно  в этом плане тема Отечественной войны 1812 года изучаемая по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино», даже отрывок из этого стихотворения способствует патриотическому воспитанию учащихся. 1812 год  –  год героев, не сказочных, былинных, а реальных, о которых ребятам предстоит узнать. Образы людей из прошлого, спасших Отечество, вызывает гордость за своих предков.

В системе патриотического воспитания подрастающего поколения огромная роль принадлежит произведениям о Великой Отечественной войне, о ярких личностях в истории России. На уроках внеклассного чтения мы знакомимся с произведениями пермского детского писателя Зеленина Андрея Сергеевича, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: рассказы «Герой Советского Союза», «Пять лепестков», «Про войну» и д.р.. Особенно запоминающимися становятся встречи с самим писателем, дети ловят каждое слово писателя, искренний и проникновенный рассказ автора тревожит душу, заставлял переживать великие события, горечь неисчислимых утрат и феноменальный героизм советских людей, оставляет неизгладимый след в детских сердцах.

Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить не только уровень нравственного развития младших школьников, но и сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества,  посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, которых зовут соотечественниками.

  Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Ведь быть патриотом  –  это просто быть честным, порядочным и любить свою Родину, хранить ее в своей душе, и передать эту любовь следующему поколению.

    

 

Категория: Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" | Добавил: olvig (19.01.2014)
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 20.05.2024, 03:31
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" [6]
Приглашаем вас принять участие в виртуальной конференции "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД". Уже поступили первые доклады. Ждем новых материалов и ... обсуждаем предложенные. Самые активные участники обсуждений получат сертификат активного участника конференции.

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0