Главная » Статьи » Виртуальная конференция » Конференция "Социализация школьника как средство формирования личностных УУД" |
Воспитание
гражданской позиции на уроках литературного чтения
Базуева
Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Лысьвы
Тема воспитания гражданской позиции и патриотизма ныне актуальная, даже больная тема
для нашей страны. У Дмитрия Сергеевича Лихачева
есть высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если
человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет
любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей
страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Это очень точно
прослеженная цепочка процесса воспитания гражданственности и патриотизма. «С
чего начинается Родина?», а точнее с чего начинается любовь к Родине? Конечно же,
с любви к своей семье, гордости за свой город, народ и уважения к прошлому и
настоящему своей страны. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и
воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Известна
истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские
годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить
восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в
детях чувство любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой
душе, и его надо лишь усилить. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо
воспитывать. В своей замечательной книге «Всё
начинается с детства» Михалков писал: «В детстве переживания особенно остры, а
ум еще недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё
происходящее вокруг. Человек и сказать-то еще не может о том, что он чувствует,
а впечатления уже формируют его характер. Спору нет, характер меняется, его можно
перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо
воспитать человека! Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого,
мужественного, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время». Воспитательное значение имеют все
предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую нагрузку несут гуманитарные
дисциплины. Книга и чтение – это
ресурс, располагающий огромными потенциальными возможностями. Книга
сопровождает человечество с давних времён.
Она сопутствует человеку на протяжении
почти всей его жизни. Когда человек берёт
в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине,
какой может быть только между самыми близкими людьми. Читая, ребенок знакомится
с окружающей жизнью, природой, трудом
людей, со сверстниками и т.д. Художественное слово воздействует не только на
сознание, но и на чувства, и на поступки ученика. Слово может окрылять ребенка
вызывать желание стать лучше, помогает осознавать человеческие
взаимоотношения познакомиться с нормами
поведения. Формированию нравственных представлений, нравственного опыта,
гражданской позиции способствуют продуманные и серьезно подготовленные уроки
литературного чтения. Список произведений в учебниках литературного чтения по
системе Л.В. Занкова, воспитывающих у
детей патриотизм, поистине всеобъемлющ. Тут и воспевающие родную природу рассказы
Георгия Скребицкого и стихи русских поэтов. Это и сказки народов России, которые несут в себе глубокую народную
мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев
способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных
ситуациях. Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка –
Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности
и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки,
учатся почитанию старших. Глубокий нравственный и патриотический
смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При
чтении сказок А.С. Пушкина «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» дети делают выводы о том, что добром
воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца
и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит
возмездие. Героический эпос русского народа дает
детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением
нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости,
чувства собственного достоинства, трудолюбия. На примере
русских былин дети делают вывод, что народ России всегда защищал свое
Отечество, родную землю, независимость от врагов. Важно показать учащимся, что народная
память о каждом историческом этапе и
оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в
героическом эпосе, устных преданиях, исторических и солдатских песнях,
произведениях лучших поэтов и писателей России. Одна из важнейших задач,
которую решают эти произведения, – сохранить память о предках, строивших и
защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою
Родину. Интересно в этом плане тема
Отечественной войны 1812 года изучаемая по произведению М.Ю. Лермонтова
«Бородино», даже отрывок из этого стихотворения способствует патриотическому
воспитанию учащихся. 1812 год – год героев, не сказочных, былинных, а
реальных, о которых ребятам предстоит узнать. Образы людей из прошлого, спасших
Отечество, вызывает гордость за своих предков. В системе патриотического воспитания
подрастающего поколения огромная роль принадлежит произведениям о Великой
Отечественной войне, о ярких личностях в истории России. На уроках внеклассного
чтения мы знакомимся с произведениями пермского детского писателя Зеленина
Андрея Сергеевича, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг.:
рассказы «Герой Советского Союза», «Пять лепестков», «Про войну» и д.р..
Особенно запоминающимися становятся встречи с самим писателем, дети ловят
каждое слово писателя, искренний и проникновенный рассказ автора тревожит душу,
заставлял переживать великие события, горечь неисчислимых утрат и феноменальный
героизм советских людей, оставляет неизгладимый след в детских сердцах. Систематическая работа на основе
литературных произведений позволяет повысить не только уровень нравственного
развития младших школьников, но и сформировать и развить личность гражданина и
защитника Отечества, посеять и взрастить
в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории
и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, которых зовут
соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в
самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ
патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Ведь быть патриотом – это
просто быть честным, порядочным и любить свою Родину, хранить ее в своей душе,
и передать эту любовь следующему поколению.
| |
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |