Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Пишем, читаем, обсуждаем

Главная » Файлы » В ногу со временем » Из опыта работы

10 эффективных приемов успешного сотрудничества
16.06.2014, 08:04

Бирюкова Галина Петровна, учитель иностранного языка МБОУ «Кормовищенская СОШ», 2 категория

Выступление на фестивале пед.идей  28.03.2014

Хочу поделиться с вами приёмами  деления на пары и группы, с которыми нас познакомили на курсах иностранного языка и которые я успешно применяю на практике.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности младших школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.

 

           Работа в парах и групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в  максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний.

 

Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % его личностных качеств.

Я считаю, что групповая работа является одной  из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

 

Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на уроке,но увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку.  Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Задача деления класса на пары и  небольшие группы возникает у учителя достаточно часто. Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав пар и групп, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными приёмами деления на пары/ группы. Благодаря этим приёмам объединения в пары/ группы само  деление ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное действие.  Кроме того,  способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Задания, связанные с делением на малые группы, позволяют за короткий отрезок времени

- создать непринуждённую  атмосферу,

-подвигаться, встряхнуться, расслабиться

- пообщаться

- вызвать любопытство и интерес к работе

- расширить круг общения

- преодолеть стеснительность, замкнутость

- найти подход друг к другу

-настроить учеников на деловой лад,

Приёмы деления на пары/ группы     

1.     Не по предмету

Ученики получают карточки со словами не по предмету (писатели и произведения, художники и картины, пример и ответ, страна и столица, и т.д.), которые вызывают удивление и интерес у учащихся, позволяют расширить кругозор, заинтересовать неизвестным материалом, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет.

  1. По предмету 

Карточки с переводом, на грамматический материал, по страноведению и т.д. (прописная и строчная буква, слово и перевод, антонимы, синонимы, времена глагола, отдельные части предложения)

  1. Киндерсюрприз

В любые коробочки  насыпаются различные сыпучие предметы ( горох, крупа, песок, камешки). Необходимо определить пару на слух – развивается аудиаканал

  1. Мешочки

Для развития кинестетического канала восприятия учащимся предлагается на ощупь найти  одинаковые мешочки с разными  предметами/ наполнителями

5.      Нитки

         Для образования пар  учитель держит в руке шерстяные нити или веревочки длиной около метра так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников берёт конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару. / нитки разной длины, цвета.

  1. Пазлы

Берутся четыре-пять почтовых открыток / заданий. Каждая из них разрезается на части. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходи­мые для составления целой картинки.

  1. Геометрические фигуры

Разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

  1. Картинки  

Небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;

  1. Цвета/ цифры

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листоч­ки разного цвета, а затем обладатели одинаковых цифр, цветных листков объединяются в пары / группы.

10.Микс

Отдельные мелкие предметы / карточки, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;- развивает догадку, логику.

 

По окончании работы в  паре учащиеся благодарят партнёра за работу

Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости

Категория: Из опыта работы | Добавил: olvig
Просмотров: 3116 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 10.07.2025, 16:29
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Из опыта работы [27]
Теория [2]

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 159

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0