Этический диалог и курс «Этическая грамматика»
в контексте компетентностного подхода в воспитании школьников
О.В.Гушкова, учитель русского языка и литературы МОУ "Кормовищенская СОШ"
«Ключ к успешной жизни» - именно так называлась одна из статей, посвященных формированию коммуникативной компетентности. И это неслучайно. «Новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга»3. Общая коммуникативная компетентность является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Неслучайно на Пермском виртуальном педсовете (август 2008г.) была обозначена следующая проблема: неразвитость коммуникативных компетентностей резко снижает конкурентоспособность человека на рынке труда и при получении профессионального образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные составляющие коммуникативной компетентности. Среди них умение ставить и решать различные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения). Сюда же следует отнести и готовность осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Конечно, содержание данной компетентности требует уточнения, конкретизации - и это одно из перспективных направлений опытно-экспериментальной работы. Разработка содержания позволит выработать критерии для оценки результатов деятельности – это второе направление инновационной деятельности.
Но если содержание как компетенций, так и компетентностей находится еще в стадии разработки, все, кто занимается данным вопросом, сходятся в одном - компетентность включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности. Компетентность возможна только в деле, в делании чего-либо. Поэтому поиски эффективных способов развития компетентностей – третье направление инновационной деятельности.
На мой взгляд, именно этический диалог как технология и «Этическая грамматика» как курс, выстроенный на основе данной технологии, позволяют создать условия для развития коммуникативной компетентности. Неслучайно «формула» этического диалога – «знание – чувство – поведение».
Более того, все это дает возможность вывести учащихся на самый высокий уровень развития коммуникативной компетентности – уровень эффективного общения. Думается, здесь следует разграничить эти два термина – общение и коммуникация, поскольку долгое время они рассматривались как синонимы, подменяли друг друга (примером того может служить отношение к книгам Д.Карнеги, которые сегодня рассматриваются как учебники по коммуникации).
Коммуникация |
Общение |
Задача – точно донести информацию |
Задача – установление общности, контакта, общего смысла разговора |
Передача сообщения от субъекта к объекту. Даже если последний интересует передающего, то, скорее, как получатель, реципиент. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата. |
В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты. |
Не предполагает духовной связи |
Общение - всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт. |
Технология этического диалога позволяет развить умение эффективно общаться, поскольку способствует развитию еще одной ключевой компетентности – ценностно-смысловой. Данная компетентность связана с ценностными ориентирами ученика и включает в себя способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Этический диалог способствует актуализации творческого мышления, стимулированию альтернативной мысли; раскрытию резервов индивидуальности; развитию культуры мышления; преодолению одномерности представлений о жизни и человеке; развитию гибкости мышления, умению самостоятельно принимать решения. Все это обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Именно поэтому от развития данных компетентностей зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Многолетняя практика ведения в нашей школе курса «Этическая грамматика», разработанного А.И. Шемшуриной, показала, что здесь накоплены и отработаны не только приемы, формы и методы развития указанных компетентностей, но и механизмы по отслеживанию результативности данного процесса – что сегодня представляет особую ценность.
Коммуникативная направленность процесса обучения - одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного - приоритетная задача образования на современном этапе.
Литература
1. Зимняя. И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
2. Материалы Пермского виртуального педсовета. 2008 г.
3. Скаженик Е.Н. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006
4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
5. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". |