Сайт ВМО классных руководителей "ДИАЛОГ"

Пишем, читаем, обсуждаем

Главная » Файлы » В ногу со временем » Из опыта работы

Ключ к успешной жизни
03.11.2009, 20:25

Этический диалог и курс «Этическая грамматика»

в контексте компетентностного подхода в воспитании школьников

 

О.В.Гушкова, учитель русского языка и литературы МОУ "Кормовищенская СОШ" 

«Ключ к успешной жизни» - именно так называлась одна из статей, посвященных формированию коммуникативной компетентности. И это неслучайно. «Новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга»3. Общая коммуникативная компетентность является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Неслучайно на Пермском виртуальном педсовете (август 2008г.)  была обозначена следующая проблема: неразвитость коммуникативных компетентностей резко снижает конкурентоспособность человека на рынке труда и при получении профессионального образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные составляющие коммуникативной компетентности. Среди них умение ставить и решать различные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров),  выбирать адекватные стратегии коммуникации.  В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения). Сюда же следует отнести и готовность осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Конечно, содержание данной компетентности требует уточнения, конкретизации - и это одно из перспективных направлений опытно-экспериментальной работы.  Разработка содержания позволит выработать критерии для оценки результатов деятельности – это второе направление инновационной деятельности.

Но если содержание как компетенций, так и компетентностей находится еще в стадии разработки, все, кто занимается данным вопросом, сходятся в одном - компетентность включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности. Компетентность возможна только в деле, в делании чего-либо. Поэтому поиски эффективных способов развития компетентностей – третье направление инновационной деятельности.

На мой взгляд, именно этический диалог как технология и «Этическая грамматика» как курс, выстроенный на основе данной технологии, позволяют  создать условия для развития коммуникативной компетентности. Неслучайно «формула» этического диалога – «знание – чувство – поведение».

Более того, все это дает возможность вывести учащихся на самый высокий уровень развития коммуникативной компетентности – уровень эффективного общения. Думается, здесь следует разграничить эти два термина – общение и коммуникация, поскольку долгое время они рассматривались как синонимы, подменяли друг друга (примером того может служить отношение к книгам Д.Карнеги, которые сегодня рассматриваются как учебники по коммуникации).

Коммуникация

Общение

Задача – точно донести информацию

Задача – установление общности, контакта, общего смысла разговора

Передача сообщения от субъекта к объекту. Даже если последний интересует передающего, то, скорее, как получатель, реципиент. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.

В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты.

Не предполагает духовной связи

Общение - всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт.

 

Технология этического диалога позволяет развить умение эффективно общаться, поскольку способствует развитию еще одной ключевой компетентности – ценностно-смысловой. Данная компетентность связана с ценностными ориентирами ученика и  включает в себя способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Этический диалог способствует актуализации творческого мышления, стимулированию альтернативной мысли; раскрытию резервов индивидуальности; развитию культуры мышления; преодолению одномерности представлений о жизни и человеке; развитию гибкости мышления, умению самостоятельно принимать решения. Все это обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Именно поэтому от развития данных компетентностей зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Многолетняя практика ведения в нашей школе курса «Этическая грамматика», разработанного А.И. Шемшуриной, показала, что здесь накоплены и отработаны не только приемы, формы и методы развития указанных компетентностей, но и механизмы по отслеживанию результативности данного процесса – что сегодня представляет особую ценность.

Коммуникативная направленность процесса обучения - одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного - приоритетная задача образования на современном этапе.

 

Литература

1.     Зимняя. И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

2.     Материалы Пермского виртуального педсовета. 2008 г.

3.     Скаженик Е.Н. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006

4.     Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

5.     Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

    Категория: Из опыта работы | Добавил: olvig
    Просмотров: 1580 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Понедельник, 14.07.2025, 11:06
    Приветствую Вас Гость

    Форма входа

    Категории раздела

    Из опыта работы [27]
    Теория [2]

    Поиск

    Наш опрос

    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 159

    Мини-чат

    Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0